Частыми женскими запросами на терапию является пребывание в изматывающей роли «вечной любовницы» либо «обманутой жены». Принципиально, казалось бы, разные роли, но одинаково убийственно влияющие на психику и качество жизни женщины. В попытке исследования истоков данных проблем предлагаю перейти от частного к общему и порассуждать о разных типах женщин и о том, каким образом эти «типы» формируются.
Наблюдая за тем, что происходит в информационном пространстве (инет, соц.сети, ТВ, обилие книг на тему и пр.), и рассматривая этот информационный поток как некий срез коллективного разума современности, можно сделать весьма неутешительный вывод: мы все являемся заложниками дремучих стереотипов! Сама функция стереотипа, безусловно, полезная: это обобщения, помогающие нам в нашей повседневной жизни. Стереотипы выполняют важную роль - они разгружают мозг, классифицируя, схематизируя, обобщая и упрощая информацию, соотнося её с каким либо знакомым шаблоном. Действительно, ни один человек не может обойтись в своей жизни без определенных автоматизмов в мышлении, так как обдумывать заново каждую ситуацию ни у кого из нас не хватит ни сил, ни времени. Ведь каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нем (хорошо-плохо, полезно-вредно и т.д.) - а это ведь гигантская работа, особенно если учесть, что нас постоянно окружают сотни и тысячи разных явлений и ситуаций. Но есть в них и негативная черта - они ограничивают наше мышление и не дают выйти за рамки привычного мировосприятия. Например, согласно стереотипам, действующим на сегодняшний день, НАСТОЯЩАЯ женщина должна быть: эмоциональной, слабой, зависимой – и значит женственной.
На основе шаблонов и стереотипов, общество создает упрощенную типологию женщин: «женщина мать», «роковая женщина», «гром баба», «хищница» и т.д. и т.п. При этом невооруженным взглядом видна функциональная задача каждой: «хранительница очага», «украшение гостиной», «многообещающий секс»… Но если опять пойти по пути обобщения и упрощения, то в этом многообразии можно узреть два основных, бегущих красной строкой, женских качества: материнство и сексуальность. Женщина для «семьи» и женщина для «наслаждения» - это две разные женщины! Почему в массовом сознании (факт!) – это две, не очень совместимые между собой характеристики? В понимании данного феномена можно обратиться к логике архитипического мышления и рассмотреть два очень знакомых для нас полярных архетипа: Лилит и Евы.
Считается, что источник мифа о Лилит находится в Библии: в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные истории сотворения человека. Сначала Господь создает из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из ребра его.
«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: “Нехорошо, чтобы Адам был один” (Быт 2:18). Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь. Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней. Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.» («Вернуться за Лилит», Дорфман Михаэль).
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Сложно вспомнить какой-то другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия. В творчестве бесчисленного количества классиков – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец, В огороде картофель и в доме уют».…
Как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать.
Цитата, выхваченная из статьи в ЖЖ, очень хорошо описывает процесс расщепления женственности в общественном сознании: «Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать», но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью».
И не беда, что бессмертные дочери Лилит – вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые – не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества – старательным, преданным, всепрощающим…
Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством».
Перед нами предстают как бы две ипостаси женщины: Ева – покорная жена своего мужа, во всем с ним соглашающаяся, не смеющая противоречить, знающая свое место рядом с ним, учитывая историю своего происхождения (часть тела Адама - «плоть от плоти его»), не смеющая и не имеющая права претендовать на равенство – Устами Всевышнего низведенная в подчиненное положение (ибо «муж «глава есть жены»!) и должная «…да убояться мужа своего», а также «плодиться да размножаться».
Ева – символ опоры для своего мужа, неотъемлемая часть его, потенциальная мать его детей, и поэтому данная модель поведения женщины в социуме веками, не только одобряется, но, и признается как единственно правильная!
Лилит – активная, деятельная, имеющая силы и ресурсы противопоставить себя мужчине, опирающаяся на себя, не признающая главенство мужчины над собой. Знающая свои сильные стороны, чувственная, умело использующая свою сексуальность. Она выдвигает жесткие требования мужчине, и все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. При этом Лилит не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка. Материнство делает ее уязвимой и зависимой от мужа, поэтому Лилит лишается радости материнства.
Самая яркая характеристика Лилит – это стремление к полной, неограниченной свободе. Она может отказать мужу, мужчине, чем несет большую угрозу самому существованию патриархального общества, и поэтому эта женская ипостась испокон веков порицалась, не принималась обществом, осуждается и рассматривается как негативная.
Итак, что же мы имеем?
Женский образ оказывается расщепленным, разделенным на две части. Одна часть, отвечающая за характерные для Лилит качества, оказывается очень привлекательной для мужчин, в то же время пугающая их: такая женщина непредсказуема, конкурирует с мужчиной и находится вне его контроля. Мужчины жаждут и одновременно боятся Лилит.
Вторая часть женского Я – это качества, присущие Еве. Мать, жена, боевая подруга, хранительница очага и надежный тыл, понимающая, принимающая, жертвующая собой ради блага семьи. Она надежна, зависима, а значит управляема и контролируема. Она удобна и привычна как домашние тапочки! Это стабильность, предсказуемость и, следовательно, безопасность. Она всегда была, есть и будет! Главные ценности Евы – это благополучие семьи!
Мужчины (в силу своих незрелых психологических особенностей, защит), расщепляющие образ женщины, не способные интегрировать в своем восприятии разные ипостаси женщины в один образ, предпочитают делить для себя женщин на Лилит и Еву, добирая на стороне то, чего не хватает с основной партнершей, например, образуя классический «любовный треугольник», так изматывающий всех и не приносящий в итоге удовлетворенности никому!
Женщины (в силу все тех же причин) также в процессе расщепления игнорируют одну из частей своего Я, идентифицируясь с другой, более приемлемой (Ева-жена, Лилит-любовница), лишаясь тем самым возможности быть одним гармоничным целым.
Лишаясь энергии Евы – женщина лишается возможности познать счастье полноценного замужества. Игнорируя энергию Лилит – женщина блокирует энергию сексуальности и здоровой агрессии, необходимой для личного развития.
Конфликт между Лилит и Евой – это конфликт между абсолютной свободой (читай - одиночеством) против абсолютной связи с мужчиной (читай - зависимостью). При этом непризнанная часть переживается как утрата себя, своих желаний, игнорирование своих чувств и потребностей. Фиксация только на одной из ролей также побуждает женщину участвовать в «любовном треугольнике», выполняя собой ту функцию, которой не хватает паре.
Прохождение терапии позволяет рассмотреть, как формируется процесс расщепления на индивидуальном уровне, что влияет на этот процесс, как это реализуется в жизни женщины, а также позволяет интегрировать расщепленные части себя в одно целое. Принятие всех аспектов своего Я в равных пропорциях, это возможность стать самим собой.
Автор статьи: Радионова Юлия Анатольевна